Wednesday 16 July 2014

ПОЧЕМУ ФЮРЕР ПОПУЛЯРЕН В ИНДИИ?

Элеонора ХРИЗМАН
На фото Кумара Прашанта д-р Наврас Джаат Аафриди
  
Популярность Гитлера в Индии растет. За последнее десятилетие продажи биографии нацистcкого лидера увеличились на 15 процентов, в фильмах на разных индийских языках все чаще появляются герои-тезки Гитлера. Все больше индийцев дают своим детям имя Ариан, которое тоже ассоциируется и с арийской расой, и ее главным апологетом, истинным арийцем. По мнению д-ра Навраса Дж. Аафриди, ситуация в современной Индии парадоксальна, однако этот парадокс можно попытаться объяснить, основываясь на исторических фактах.

- Хотя евреи жили в Индии, по меньшей мере двенадцать веков, большинство индийцев не придают значения еврейскому присутствию. Скорее всего это объясняется небольшим числом евреев в Индии. Сегодня в стране проживает менее 5000, что на фоне общей численности населения в 1,3 миллиарда человек составляет всего 0,0004. Доля, согласитесь, небольшая.
Кроме того, евреев «не замечают» и на академическом уровне. Несмотря на длительное пребывание представителей этой национальности в стране в индийских университетах еврейский вопрос не изучают, в то время, как в соседнем Китае иудаика стала одним из наиболее динамично развивающихся направлений в сфере гуманитарных наук. 

Д-р Аафриди – доцент (AssistantProfessor) Школы гуманитарных и социальных наук Университета Гаутамы Будды в Большом Нойда, город-спутнике Дели. Предмет научного интереса 36-летнего Навраса Джаата – индийская иудаика, кроме этого он активист мусульманско-еврейских отношений, уже долгое время старается повысить осведомленность индийского общества в еврейской теме, борется с отрицанием Холокоста и антисемитизмом.
Д-р Аафриди — не еврей, он воспитывался в эклетичной атмосфере светской семьи родителями, принадлежащими к разным религиозным течениям. Единственное, что связывает его с евреями на личном уровне, это легенда, согласно которой пуштуны (или патаны), к которым принадлежит семья отца Навраса, являются потомками евреев, угнанных Навуходоносором в Газару. По легенде представители клана Аафриди считаются потомками потерянного израильского колена Эфраима (Ефрема). Справедливости ради стоит отметить, что данная теория этимологии пуштунов не получила всеобщего признания, ее поддерживают лишь некоторые ученые, в том числе и мой собеседник.

Докторскую степень (PhD) Аафриди получил в Университете Лакхнау, на факультете средневековой и современной истории Индии, в 2005 году. Постдокторантура Навраса проходила в Высшей школе исторических исследований Тель-Авивского университета в 2007 году. Его лекции высоко оценены в США, Великобритании, Израиле, Австралии и Индии. Д-р Аафриди – первый ученый, сделавший существенный вклад в иудаику на языке урду, лингва-франка почти всех мусульман Южной Азии, хотя, в основном, он пишет на английском и хинди. Некоторые из его статей были опубликованы на немецком языке. Наврас – автор книги «Индийское еврейство, по собственному признанию, потерянные колена Израиля» («TheIndianJewryandtheSelf-Professed ‘LostTribesofIsrael’ inIndia»), опубликованной в 2006 году.

- И все же, почему еврейское присутствие в Индии замалчивается на академическом уровне?
- В академических кругах Индии еврейский вопрос не то, чтобы под запретом, о нем просто не упоминают, даже в ситуациях, когда это сделать, казалось бы, невозможно. Например, в учебной программе Национального Теста на соответствие лекторов по истории, подготовленной и одобренной Комиссией по университетским грантам, нацизм упоминается, а вот о Холокосте нет буквально ни одного слова. И хотя некоторые считают, что раздел Британской Индии в 1947 году, приведший к жестокому противостоянию между индусами и мусульманами и огромным потокам беженцев — до 6,5 млн мусульман перешло из Индии в Пакистан и до 4,7 млн. индусов и сикхов двинулись в обратном направлении, почти полмиллиона человек погибло из-за столкновений на религиозной почве и последующих миграций — столь же трагичный эпизод истории, как и Холокост для евреев, изучение этого исторического события не считается академической дисциплиной в Индии, как изучение Холокоста на Западе. Складывается ощущение, что индийская академия и кинематограф просто не желают трогать чувствительные темы.

Еще одна причина, по мнению д-ра Аафриди, заключается в недоступности обязательной литературы по теме: «Если нацистский катехизис «Майн Кампф» можно купить меньше, чем за доллар, причем книга издана на всех наиболее распространенных в Индии языках, то информация о Катастрофе европейского еврейства заключена в один-единственный тоненький сборник «Часто задаваемые вопросы о Холокосте», изданный музеем «Яд Вашем» на хинди».
Другой парадокс современной Индии заключается в том, что наиболее активные сторонники индийско- израильских отношений, те, кто традиционно восхищались нацистами. Это было продиктовано их отношением к мусульманам, однако несправедливым было бы возлагать ответственность за замалчивание Холокоста и отсутствие серьезных научных исследований этой темы в Индии только на индийских правых.

Индийские академические круги, где, как правило, доминируют левые взгляды, также против введения дисциплин по изучению Холокоста, так как опасаются, что это может рассматриваться как сильный аргумент оправдания существования еврейского государства.
Индийские политики любого толка опасаются, что академический интерес к Холокосту может отрицательно сказаться на их поддержке среди мусульманских избирателей, так как прекрасно знают об антисемитизме, присущем определенной части мусульманского населения. И эта группа, как показывает опыт, самая активная. Мусульмане в Индии, как и во всем мире, выражают свой антисемитизм в различных формах, часто под видом антиизраилизма.

- Индийские мусульмане отрицают сам факт Холокоста или ставят под сомнение его масштабы. Даже если они признают его как исторический факт , то любая серьезная ссылка на Холокост часто сопровождается сравнением с израильско-палестинским конфликтом, — утверждает мой собеседник. — Стоит отметить, после террористического акта 11 сентября 2001 года, который привел к военным действиям Америки против Ирака, в крупнейшем образовательном центре для мусульман-шиитов в Лакхнау флаг Израиля был осквернен наряду с американским. Флаги валялись у входа в архитектурный комплекс Бара Имамбара, и каждый, кто входил туда, вытирал о них ноги.

Кроме того, мусульманское мнение имеет большой вес в вопросах внешней политики Индии. Недаром Индия не хотела налаживать дипломатические отношения с Израилем в течение первых четырех десятилетий существования еврейского государства, несмотря на отсутствие каких-либо споров или конфликтов. И в то же время с Китаем и Пакистаном дипломатические отношения поддерживались, несмотря на все войны.

- Д-р Аафриди, как можно объяснить происходящее сегодня в Индии?
- Достаточно вернуться в 30-е годы прошлого века. С 1933 по 1939 годы в нашей стране была развернута очень активная нацистская пропаганда. Выходило несколько газет ­– «Spirit of the Times», «Salar-e-Hind», «Princely India», «Karnataka Bandhu», «Lokhandi Morcha» и «Trikal», — отличавшихся наиболее откровенной пропагандой идей нацистской Германии. Как ни парадоксально, нацисты пытались распространить свое влияние не только на мусульман, но и индусов. Первых они привлекали тем, что поднимали палестинский вопрос, последних – свастикой, – одним из древнейших положительных символов, с 20-го века прочно ассоциирующегося с нацистской Германией – и арийской расовой теорией. И неважно, что теория о превосходстве арийской расы, разработанная французским литератором Гобино, не имела никакого отношения к ариям, к которым всегда относили себя северные индусы, нацисты пытались внушить им, что, Индия принадлежит индусам, а не мусульманам, как и Германия принадлежит только немцам, а не евреям-аутсайдерам. На самом деле Гитлер и его окружение смотрели на индусов свысока, считая себя квинтэссенцией арийской пирамиды. Настоящим же ариям был уготован статус рабов, которым будет милостиво позволено служить истинным арийцам.

Помимо прессы нацисты действовали в Индии через различные культурные и деловые организации как индийские, так и европейские: Международное информационное бюро железной дороги Мадраса, пресс-служба мэрии Бомбея, Биржа индийско-немецких новостей Нью-Дели, Университет Алигарх немецкого общества, движение Бхаттахари (Бенгалия), Немецкий институт в Бомбее и отдельные филиалы националистической индийской партии «Хинду махасабха».

Даже поведение Индии во время Второй Мировой войны определялось мусульманским мнением. Сознавая мусульманский протест против разрешения убежища для евреев-беженцев из нацистской Германии и захваченных ею европейских стран, британское правительство Индии обязывало беженцев предоставить доказательство их гарантированного трудоустройства в Индии как главное условие получения въездной визы, что соответственно резко сократило число евреев, получивших возможность спасти свою жизнь.

«Несмотря на то, что вскоре после своего возвращения из Европы премьер-министр Индии Джавахарлал Неру поддержал резолюцию в поддержку еврейских беженцев, она была отклонена тогдашним президентом Конгресса Субхасом Чандрой Босом. 21 августа 1942 года Бос опубликовавшим статью в журнале Геббельса «Дер Ангрифф», в которой он уделил особое внимание еврейскому вопросу: «антисемитизм должен стать частью индийского освободительного движения , потому что евреи помогали британцам использовать индусов». Об этом сообщала «Джуиш Кроникал»,рассказывает д-р Аафриди и добавляет, что «несмотря на то, что к тому времени Бос уже не возглавлял конгресс, он продолжал пользоваться большим уважением в партии. Тот факт, что Бос встречался с Гитлером и пытался добиться его поддержки в борьбе против колониалистов-англичан часто вводит в заблуждение индусов, полагающих, что Гитлер на самом внес сделал значительный вклад в борьбу за свободу Индии». 

По мнению д-ра Аафриди, отсутствие исследований и изучения Холокоста в Индии облегчает задачу правых политиков представлять Гитлера как героическую личность индийских массам, жаждущим сильной власти.
- Это также способствует установлению атмфосферы , способствующей одобрению нацистских методов решения вопроса мусульманского и христианского меньшинств в Индии, для формирования правительства абсолютного большинства. Лидеры воинствующего индуизма снова и снова выражают восхищение такими авторитарными лидерами, как Гитлер и Муссолини и фашистской модели общества. Эти тенденции можно легко проследить в публичных выступлениях основателя маратхской индуистской партии «Шив сена» Бала Такерея и его племянника Раджа Такерея. Еще один парадокс: похороны скончавшегося в 2012 году ульправого политика Такерея проходили со всеми государственными почестями и это в Индии, которая гордится тем, что является крупнейшей демократической страной в мире.

- То есть популярность Гитлера в современной Индии объясняется тягой к сильной власти?
- Исторически сложилось так, что индийские националисты не только восхищались нацистами, но и находились с ними в непосредственном контакте. Первым политиком националистского толка, встретившимся с союзником Гитлера Бенито Муссолини был близкий друг лидера партии «Раштрии Сваямсевак Сангх» (РСС) Хедгевара, Б. С. Мундж, это произошло во время его путешествия по Европе в феврале-марте 1931 года. В своем 13-страничном отчете о поездке, который хранится в Национальном музее имени Дж.Неру, Мундж рассказывает о посещении итальянских военных школ «Балила» и «Авангардисти» и встрече с Муссолини. Эти школы, являвшиеся неотъемлемой частью системы индоктринации фашистской пропаганды, произвели на индийского идеолога неизгладимое впечатление и послужили образцом структуры, которую пытались создать националисты-индусы для преодоления слабости своей нации. Эти идеи позже были воплощены в РСС Хедгеваром, а затем Голвалкаром. В организацию принимали молодых людей в возрасте от 6 до 18 лет. В РСС была установлена строгая военная дисциплина, где младшие беспрекословно подчинялись старшим. Молодежь должна была посещать еженедельные собрания, где они занимались физическими упражнениями, военной и идеологической подготовкой, принимали участие в тренировках и военных парадах.

Вскоре фашизм стал настолько популярным среди индуистских националистов, что 31 января 1934 года состоялась конференция под председательством Хедгевара. Еще в 1933 году разведка предупреждала, что «РСС планирует в будущем стать для Индии тем же, что и фашисты в Италии и нацисты в Германии»( NAI, Home Poll Department , 88 /33, 1933).

Исторические события в Индии начала прошлого века и сейчас оказывают огромное влияние на жизнь современной страны, создавая парадоксы актуальной политики. Страх потерять мусульманскую поддержку удерживает индийских политиков от выступлений против антисемитизма и мешает введению изучения и исследований иудаизма и Холокоста. С другой стороны индийские крайне правые стремятся снизить мусульманское влияние в стране.

Популярность Гитлера в Индии растет, в то же время среди молодежи идет на спад преклонение перед личностью Махатмы Ганди. И это не случайное совпадение, ведь Ганди всегда видел в Гитлере свою антитезу, и именно правый активист Натхурам Годзе убил Ганди.
Отсутствие внимания к еврейской теме и Холокосту погружает индийское население во мрак невежества и делает его уязвимым к пропаганде правых кругов, направленной против ислама в Индии. Они продолжают представлять Гитлера в героическом свете в том числе из-за того, что хотели бы взять на вооружение нацистские практики в отношении мусульман, если они когда-либо получат политическую поддержку большинства.

Порой мнение меньшинства имеет значительно больший вес, чем можно предположить.
"Новости недели"
Поделиться ссылкой: